Технологическая карта урока
с использованием электронной формы
учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования:
Тема урока
|
Программирование разветвляющихся
алгоритмов. Условный оператор
|
Учебник (электронная форма)
|
|
Разработчик урока
|
Павлова
Инна Борисовна
|
Тип урока
|
Урок открытия нового знания
|
Цель урока
|
Узнать
и научиться применять условный оператор при составлении программ решения
задач на языке Pascal
|
Задачи урока
|
1. Определить
общую область применения логической переменной типа Boolean и условного
оператора.
2. Определить
различия в результатах применения логической переменной типа Boolean и условного
оператора.
3. Применить
условный оператор для решения задач, ранее решенных с логической переменной.
4. Систематизировать
задачи, выделив среди них такие, для решения которых применим только условный
оператор.
5. Сделать
вывод о достижениях урока.
|
Основные термины
и понятия темы
|
Выбор,
условие выбора, логическая переменная, тип переменной, условный оператор,
служебные слова if,
then,else.
|
Планируемые результаты
для 1-4 классов: личностные,
предметные,
метапредметные;
для 5-9 классов: познавательные
УУД, регулятивные УУД,
коммуникативные УУД.
|
Личностные:
·
готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению,
·
формирование мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности,
·
формирование способности ставить цели и
строить план ее реализации,
Метапредметные:
·
формирование способности использования освоенных
обучающимися межпредметных понятий и УУД в учебной и познавательной практике,
·
формирование самостоятельности планирования и
осуществления учебной деятельности
·
формирование способности организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками
Предметные:
·
формирование научного типа мышления, научных
представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами,
·
умения включать освоенные обучающимися в ходе
изучения информатики виды деятельности по получению нового знания в рамках
учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
|
Организация пространства
(смешанное обучение,"перевернутый
урок", асинхронное обучение,
синхронное обучение)
|
Работа в группах
|
Виды деятельности на уроке
(коллективная (фронтальная) работа,
кооперативно-групповая работа,
индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая
(лабораторная) работа, творческая и/или исследовательская работа, реферирование
материала)
|
|
Образовательные технологии
(развивающее обучение,
личностно-ориентированное обучение, метод проектов,
разноуровневое обучение, модульное обучение, дистанционные
технологии, мобильное обучение, системы
управления учебным процессом (LMS), облачные технологии, здоровьесберегающие технологии)
|
Развивающее обучение,
облачные технологии
|
Дифференцированное
обучение различных категорий обучающихся (одаренных детей,
детей
из социально неблагополучных семей,
детей, попавших в трудные жизненные ситуации, детей из семей
мигрантов, детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным (общественно опасным)
поведением).
|
Дифференцированное
обучение одаренных детей
|
Правила работы на уроке (если они существуют)
|
|
Используемые виды контроля
и оценивания на уроке (контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся (осуществляется учителем);
самоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы (осуществляется
обучающимся).
|
Взаимоконтроль, самоконтроль,
оценивание учителем
|
Необходимое
оборудование
|
Компьютеры, подключенные к Интернет, аккаунты для входа в ЯКласс.
|
Наглядно-демонстрационный
материал
|
Подготовленные
листы с задачами, рабочие тетради Горячев «Информатика в играх и задачах» 2,3
класс
|
Электронные образовательные
ресурсы (в электронной форме учебника и/(или) в Сети Интернет
|
ЯКласс, онлайн компилятор языка Pascal ideone.com
|
Рефлексия
|
Сделать
вывод о достижениях урока
|
Организационная
структура урока:
Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Материал
учебника
|
Формируемые
УУД
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный
этап.
|
Предлагает
ученикам задачу, для решения которой требуются новые знания
Морской бой. Таня играет с компьютером в
игру Морской бой, но у нее иные правила игры. На поле 6Х6 расположены 6
однопалубных кораблей. Таня расставляет корабли в произвольном порядке, а
компьютер «делает» 6 «выстрелов». Для каждого из выстрелов определяется попал
ли компьютер в корабль, установленный Таней, или промахнулся. Соответствующие
сообщения выдаются на печать.
|
Ищут
решение задачи, фиксируют проблему, не позволяющую предложить решение задачи
Предлагают решить
задачу с применением логической переменной типа Boolean, но устанавливают,
что не могут точно выполнить условие задачи, а именно напечатать два разных сообщения «Попал» и «Мимо». Предлагают
определить истинность высказывания «Попал» или истинность высказывания
«Мимо».
Учитель категорически
настаивает на точном выполнении условия задачи.
Тогда учащиеся
предлагают вариант решения на естественном языке: «Если попал, то напечатать
– «попал», иначе, напечатать «мимо»
|
Личностные: формирование
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
Предлагает сформулировать тему
урока. Направляет учеников на выделение ключевых слов, описывающих возникшее
затруднение
|
Формулируют
тему урока, предлагают ключевые слова, описывающие возникшее затруднение
Тема
урока: решение задач, требующих разных
действий в зависимости от условия
Ключевые
слова: условие, если, то, иначе.
|
Предметные:
формирование
научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и
видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приемами
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний
|
Побуждает
учеников высказать свое мнение о способах решения затруднения.
Напоминает
о том, что подобные задачи решались в начальной школе.
Напоминает,
что такие алгоритмы назывались алгоритмами с ветвлением. А ромбиком в
блок-схеме обозначался условный опреатор. Который подразумевал разветвление
процесса вычислений на два направления
|
Предлагают
различные способы выхода из затруднения. Формируют план выхода из
затруднительной ситуации.
Способы
выхода из затруднения: спросить у
того, кто знает, поискать в Интернете. Посмотреть учебник. Для формулирования
вопроса и запроса пригодится намеченная тема урока. Возможно, что кто-то вспомнит, что такие алгоритмы
назывались алгоритмами с ветвлением
|
Метапредметные:
формирование
самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка
|
Предлагает
организовать рабочее пространство, разбиться на группы, сдвинуть столы,
включить компьютеры
|
Организовывают
рабочее пространство.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное усвоение новых знаний.
|
Предлагает найти решение проблемы
на электронном ресурсе ЯКласс, в учебнике информатики, в поисковиках.
|
Осуществляют
вход в обучающую систему под своими аккаунтами; изучают предложенный
материал; применяют его для решения поставленной задачи
|
|
Предметные:
умение включать освоенные обучающимися в ходе изучения информатики виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания
|
Предлагает
представить свое решение поставленной задачи; организует обсуждение и
оценивание предложенных решений
|
Формируют
и предоставляют от группы одно решение поставленной задачи; обсуждают и
оценивают предложенные другими группами решения
|
Метапредметные:
формирование способности организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление.
|
Предлагает
сравнить ранее изученный способ решения подобных заданий и указать на
дополнительные возможности нового способа
Распределить
предложенные задания по столбцам таблицы:
1.
Верно ли утверждение, что полученное случайное
число – чётное.
2.
У Максима есть забавное правило: по четным
дням он едет домой из школы на 77 троллейбусе, а по нечетным – на 787
автобусе. Введите сегодняшнее число и определите на каком транспорте Максим
сегодня добирается домой
3.
Учитель попросил Мишу ввести с клавиатуры
слово из пяти букв. Но он догадывается, что Миша может ввести более длинное
или наоборот, более короткое слово. Составьте программу, которая будет
выводить сообщение: «Ты верно выполнил задание» или «Ты неверно выполнил
задание».
|
Обсуждают
возможности применения новых знаний для решения предложенных задач.
Составляют и заполняют сравнительную таблицу
Обсуждение:
Условный оператор применяется для разветвления
процесса вычислений на два направления. Логическая переменная определяет
истинность или ложность предложенного выражения.
Заполнение
таблицы
|
Предметные: умения
включать освоенные обучающимися в ходе изучения информатики виды деятельности
по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
Предлагает
занять в классе определенные места в зависимости от оценки своей деятельности
(«абсолютная успешность», «все нормально», «отложу до следующего раза»)
|
Возвращают
столы в привычное положение, пересаживаются
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании,
инструктаж
|
Информирует
учащихся об объеме и местонахождении домашнего задания
|
Записывают
домашнее задание в дневник
Решить задачи из
заполненной таблицы, выбрать только те, которые решаются с помощью условного
оператора
|
Метапредметные: формирование
самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности
|
ПЕРЕЧЕНЬ
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ОБЪЕКТОВ ЭФУ и ЭОР
№
|
Название объекта ЭФУ/ЭОР
|
Тип, вид объекта (текст, иллюстрация, презентация,
видеофрагмент, тест, модель и т.д.)
|
Номер страницы в учебнике, где находится данный объект/Ссылка на ЭОР из
сети Интернет
|
Комментарий, какую роль он играет на данном уроке (например, отработка
вычислительных навыков, повторение материала и т.п.)
|
Теоретический
материал на образовательном портале ЯКласс
|
текст
|
Изучение
нового материала
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий